04:59:31 Епископ Иларион (Алфеев): Христос учит нас жить в мире и проповедовать миру Его воскресение | |
Закончился Великий пост и начались те святые и великие дни, к которым верующие готовились в течение 40 дней. Началась Страстная Седмица, когда нам предстоит пройти за Господом последние дни Его земной жизни, Его смерть, сошествие во ад и встретить Его святое воскресение. С просьбой о пастырском наставлении в дни Страстной мы обратились к Владыке Илариону (Алфееву), епископу Венскому и Австрийскому. - Владыко, как должны проводить верующие святые дни Страстной седмицы? Желательно как можно чаще бывать в храме за богослужением, а начиная с Литургии Великого Четверга, по возможности, быть на всех богослужениях. Службы Страстной седмицы – самые богатые по содержанию и духовной глубине богослужения церковного года. В Великий Четверг совершается воспоминание Тайной вечери: в этот день надо непременно причаститься. Вечером того же дня совершается «Последование святых Страстей» или служба 12 Евангелий, за которой прочитывается 12 евангельских отрывков, посвященных страданиям и смерти Спасителя. В Великую Пятницу днем совершается вечерня с выносом плащаницы, а вечером того же дня – Чин погребения Спасителя. В Великую Субботу утром совершается литургия, которая уже носит пасхальный характер: по время этой службы священнослужители переоблачаются из черных одежд в белые, и читается Евангелие о воскресении Христовом. В древней Церкви эта Литургия совершалась вечером и была частью пасхального богослужения, продолжавшегося всю ночь. В наше же время после литургии Великой Субботы верующие расходятся по домам, а к ночной службе собираются в храм вновь. На ночную пасхальную службу надо приходить заблаговременно, и оставаться в храме надо до конца службы, а не только на первые 15-20 минут, как делают многие - приходят в пасхальную ночь к храму только для того, чтобы увидеть крестный ход, услышать «Христос воскресе» и тотчас разойтись по домам. В IV веке святитель Григорий Нисский говорил в пасхальной проповеди: «Сегодня воскрес Христос, Бог бесстрастный и бессмертный… Сегодня вся вселенная, как одно семейство, собравшееся для одного дела, оставив дела обыкновенные… обращается к молитве. Нет сегодня путников на дорогах; не видно мореплавателей на море; земледелец, оставив плуг и заступ, украсился праздничной одеждой; корчемницы стоят пустыми; исчезли шумные сборища, как исчезает зима с появлением весны; беспокойства, смятения и бури житейские сменились тишиною праздника». С IV века мир изменился, и ныне Церковь живет своей жизнью, а мир – своей. Сегодня на пасхальной седмице не прекращается торговля, не закрываются рестораны, не исчезают шумные сборища, не наступает молитвенная тишина. И даже многие из тех, кто считает себя верующими, смотрят на Пасху лишь как на повод повеселиться.
Для многих православных христиан храм остаются чужим: говоря, что у них «Бог в душе», они не испытывают потребности ходить в церковь. Только в особых случаях или когда стряслась беда, они заходят в храм, чтобы поставить свечку, но всё в храме остается для них чуждым и непонятным. А между тем, храм может быть для нас подлинным духовным домом. Церковь может помочь нам во всем – в духовной жизни, в творческой и профессиональной деятельности, в устроении семьи, в воспитании детей. - Как сосредоточиться на происходящем, как сделать так, чтобы хотя бы на одной неделе Бог был на первом месте? Самое главное – в дни Страстной седмицы побольше думать о Христе, читать о Нем, размышлять о смысле Его страданий и смерти, молиться Ему. - А как быть тем, кто по работе или болезни не сможет быть в храме? Можно читать тексты Страстных богослужений дома по Триоди постной. Можно читать Страстные Евангелия, как делали Царственные мученики, когда встречали свою последнюю Страстную и последнюю Пасху в Екатеринбурге, в доме Ипатьева. В прежние годы Царская семья всегда посещала долгие страстные службы, но на этот раз она была лишена возможности участвовать в богослужении. Службы заменялись чтением Евангелия о Страстях Христовых. Сохранилась трогательная запись в дневнике Государя, датированная Великим Четвергом 1918 года: «Продолжал чтение Библии… При звуке колоколов грустно становилось при мысли, что теперь Страстная и мы лишены возможности быть на этих чудных службах и кроме того, даже не можем поститься!.. Вечером все мы, жильцы четырех комнат, собрались в зале, где Боткин и я прочли по очереди 12 Евангелий». В Великий Пяток Государь записывает: «По утрам и вечерам, как все эти дни здесь, читал соответствующие Святые Евангелия вслух в спальне». - Что самое важное в Страстной седмице? Самое важное в Страстной седмице – это Христос. Вообще Христос – самое важное в жизни Церкви, в духовной жизни христианина. К сожалению, об этом часто забывают. Есть люди, которых в христианстве гораздо больше интересует антихрист, чем Христос, которые помешаны на теме ИНН, трех шестерок, штрих-кода, ожидания конца света. Создается какое-то нездоровое православие, скорее даже сектантство на православной почве. А кончается все тем, что зарываются в землянку и ждут конца света. Христос не к этому нас призывает. Он не призывает нас уходить под землю, пугливо открещиваться от окружающей действительности. Он призывает нас жить в мире и проповедовать миру Его воскресение. И конца света нужно ожидать не со страхом, а с радостью, ибо это будет пришествие Христа во славе. - Владыко, а какие Страстная седмица и Пасха для вас самые памятные? Каждая Страстная седмица и каждая Пасха оставляет в душе глубокий след. Помню, с каким напряжением я в юности ждал Страстную седмицу и Пасху. Когда мне было 18 лет и я служил в армии, Великий Четверг выпал на 1-е мая. Центр Москвы должны были перекрыть на весь день из-за парада и демонстраций, и прекращался доступ в храм Воскресения словущего на Успенском вражке, куда я ходил с детства, где читал и иподиаконствовал с 15 лет. И тогда Владыка Питирим, служивший в этом храме, решил ночью служить Литургию Великого Четверга, а потом, после небольшого перерыва, Утреню с чтением 12-ти Евангелий. И вот я ночью ушел с места своей военной службы и на метро приехал в храм. Ночь была тихая и теплая, и храм, наполненный светом, сиял среди ночи, как какой-то сказочный дворец. А то, что происходило внутри храма, передать словами невозможно: это было «небо на земле». Это было, вероятно, то, что испытали посланцы князя Владимира в X веке, когда присутствовали за богослужением в Храме Святой Софии в Константинополе. Вернувшись на Русь, они так описали пережитый опыт: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми». Именно потому храм и притягивает нас в дни Страстной седмицы, да и в другие дни церковного года, что «Бог пребывает там с людьми». И заменить этот опыт ничем невозможно – никаким «Богом в душе». Я желаю всем посетителям Интернет-сайта «Православие и мир» благодатных и духовно насыщенных дней Страстной седмицы, светлого и радостного праздника Воскресения Христова! Подготовила Мария Абушкина
| |
Просмотров: 896 | Добавил: aleksiy76 |