Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Мой блокнот

Пятница, 03.Май.2024
Главная » Статьи » Полезные статьи из интернета

Для христианина пути к отступлению нет

Джон Рональд Руэл Толкин - один из самых известных писателей XX века. "Властелин Колец", "Хоббит" и другие его произведения знакомы читателям всего мира. В своих книгах Толкин  в необычной форме искусственного мифа по-новому показывл вневременные и вечные истины Библии. Сам Рональд Толкин через всю свою жизнь пронес веру во Христа и глубокую благодарность священнику, воспитавшему его после смерти матери. Вся жизнь писателя - пример спокойной, построенной на евангельских заповедях жизни любящего семьянина.

43    Из письма к Майклу Толкину 6 – 8 марта 1941
Отношения мужчины и женщины могут быть чисто плотскими (на самом-то деле, не могут; но я имею в виду то, что мужчина может отказаться принимать в расчет всё остальное, причиняя тем самым великий вред душе и телу обоих); или «дружескими»; или же он может быть «влюбленным» (задействуя и сплавляя все свои чувства, все силы разума и тела в этом сложном, смешанном чувстве, ярко окрашенном и наэлектризованном «сексом»).

Мы живём в падшем мире. И вывихнутый сексуальный инстинкт – один из главных симптомов Падения. На протяжении эпох мир скатывается все ниже. Одни модели общественного устройства сменяются другими, и каждый новый тип заключает в себе свои опасности; однако с тех пор, как пал Адам, «безжалостный дух вожделения» шествует по каждой улице и восседает, плотоядно ухмыляясь, на каждой углу.

«Аморальные» последствия мы пока оставим. В них тебе вообще впутываться не хочется. К воздержанию склонности у тебя нет. Значит, «дружба»? В нашем падшем мире «дружба», что должна бы связывать всех представителей рода человеческого, между мужчиной и женщиной фактически невозможна. Дьявол неистребимо изобретателен, а секс – его любимый трюк. Он в совершенстве умеет уловлять вас и через великодушные романтические или чувствительные мотивы, и через потребности более низменные и животные.

Эту самую «дружбу» опробовали неоднократно: практически всегда или одна сторона «сорвётся», или другая. Позже, в зрелые годы, когда сексуальное влечение поостынет, дружба, пожалуй, и возможна. Вероятно, она случается между святыми. А в случае обычных людей это – большая редкость; да, два разума, что и впрямь родственны друг другу в первую очередь интеллектуально и духовно, могут по чистой случайности оказаться заключены в женском и мужском телах и все же могут пожелать и даже достичь «дружбы» абсолютно независимо от телесных отношений. Однако, расчитывать на это не стоит.

Вторая сторона неминуемо подведёт его (или её) – и «влюбится». Но на самом деле молодой человек (как правило) «дружбы» вовсе не ищет, даже если уверяет в обратном. Ведь вокруг молодых людей полным-полно (как правило). А ищет он любви: невинной и в то же время, пожалуй, лишенной ответственности. «Увы, увы, почто любовь – греховна!» - как пишет Чосер [1] . Если молодой человек – христианин и понятие греха ему ведомо, он хочет знать, что же теперь с этим делать.

В нашей западной культуре традиция романтической рыцарственности сильна до сих пор, хотя времена к ней враждебны, как продукту христианского мира (однако де ни в коем случае не стоит ставить знак равенства между нею и христианской этикой). Традиция эта идеализирует «любовь» - и в этом смысле может оказаться весьма благой, поскольку вбирает в себя куда больше, нежели телесное удовольствие, и подразумевает если не чистоту, то по крайней мере верность, а значит – самоотречение, «служение», честь и отвагу.

Слабость её, конечно же, состоит в том, что возникла эта традиция, как искусственная куртуазная игра, как способ наслаждаться любовью ради любви, безотносительно, а порой и вопреки браку. В центре её стоял не Господь, но выдуманные кумиры, Любовь и Дама. Она по-прежнему склонна видеть в Даме свего рода путеводную звезду или божество – от устаревшего «его божество»=его возлюбленная, – объект или причину благородного поведения. Это, разумеется, фальшь, в лучшем случае придумка «понарошку».

Женщина – такое же падшее существо, чья душа подвергается тем же опасностям. Но в сочетании и в гармонии с религией (как случилось давным-давно встарь, – прекрасное поклонение Пресвятой Деве, посредством которого Господь настолько очистил и облагородил нашу грубую мужскую природу и чувства и смягчил и расцветил нашу суровую, горькую религию) традиция эта может преисполниться и благородства, и величия. Вот тогда она порождает то, что воспринимается как высший идеал любви между мужчиной и женщиной, даже в глазах тех, кто сохранил хотя бы рудименты христианства.

Однако ж я все равно считаю, что в ней заключено немало опасностей. Во-первых, она не вполне истинна и не абсолютно «теоцентрична». Она мешает молодому человеку или, во всяком случае, мешала в прошлом, увидеть в женщинах то, что они есть на самом деле: сотоварищей по кораблекрушению, а не какие-то там путеводные звёзды. (В результате, помимо всего прочего, разглядев истинное положение дел, молодой человек становится циником.) Заставляет позабыть об их желаниях, потребностях и искушениях. Насаждает раздутые представления об «истинной любви» как об огне, дарованном извне, как о постоянной экзальтации, не имеющей отношения ни к возрасту, ни к деторождению, ни к простой повседневной жизни, ни к воле и цели. (В результате, помимо всего прочего, молодые люди ищут «любви», способной обеспечить им тепло и уют в холодном мире без всяких усилий с их стороны; а закоренелые романтики не отступаются от поисков даже в грязи бракоразводных процессов.)

Сами женщины ко всему этому почти что и не причастны, хотя могут пользоваться языком романтической любви, раз уж он настолько прочно вошёл во все наши идиомы. Сексуальный инстинкт делает женщин (разумеется, чем меньше испорченности, тем больше здесь бескорыстия) очень сочувственными и понимающими, либо заставляет прицельно желать стать таковыми (или казаться таковыми), преисполняет готовности разделить по возможности все интересы молодого человека, к которому их влечет: от галстуков до религии.

Это не обязательно сознательное стремление обмануть, но чистой воды инстинкт: инстинкт существа зависимого, инстинкт помощницы, в избытке подогретый желанием и молодой кровью. Под влиянием этого импульса женщины на самом деле зачастую обретают интуицию и понимание поистине удивительные, даже в том, что касается предметов вне сферы их естественных интересов. Им дарована особая восприимчивость. Любому преподавателю это отлично известно. Как быстро умная женщина учится, перенимает его идеи, схватывает самую суть – и как (за редким исключением), отпустив руки наставника или утратив личный интерес к нему, дальше продвинуться уже не в силах.

Но таков их естественный путь к любви. Девушка, сама еще не сознавая, что происходит (в то время, как романтический юноша, ежели таковой наличествует, пока еще только вздыхает), уже, пожалуй, «влюбилась». Что для неё, не испорченной от природы, означает: она хочет стать матерью детей молодого человека, даже если сама она этого в полной мере и со всей отчётливостью не сознает. Вот тут-то всё и начинается; а ежели события станут развиваться не так, как должно, то вреда и боли не оберёшься. Особенно если молодому человеку путеводная звезда и божество требовались лишь на время (до тех пор, пока впереди не замаячит светило более яркое), и он всего лишь наслаждался лестным сочувствием, мило приправленным волнующим привкусом секса, – всё, разумеется, абсолютно невинно, ни о каком «обольщении» не идёт и речи!

Возможно, тебе доводилось встречать в жизни (и в литературе [2] ) женщин, которые ветрены или откровенно распущены. Я имею в виду не просто кокетство – тренировочный бой в преддверии настоящего поединка, но женщин, которые слишком глупы, чтобы принимать всерьёз даже любовь, или в самом деле настолько порочны, что наслаждаются своими «победами», и получают   удовольствие причиняя боль. Но все же это аномалии, хотя ложные теории, дурное воспитание и безнравственная мода могут их поддерживать.

При том, что в современных обстоятельствах положение женщины существенно изменилось, равно как и общепринятые представления о благопристойности, природный инстинкт у них остался тот же. У мужчины есть труд всей жизни, есть карьера (и друзья мужского пола), и всё это способно пережить искушение «любви» (и переживает ведь, если у мужчины есть хоть сколько-то характера).

А девушка, даже та, что «экономически независима», как принято сегодня говорить (что на самом деле, как правило, означает, что экономически она зависит от работодателей мужского пола, а не от отца и не от родных), начинает практически сразу же думать о приданом и мечтать о собственном доме. И если она действительно влюблена, неудача и впрямь может обернуться для неё крушением всех надежд.

В любом случае женщины в общем и целом куда менее романтичны и куда более практичны. Не обманывайся тем, что на словах они более «сентиментальны» - свободнее пользуются обращением «милый» и всё такое. Им-то путеводная звезда не нужна. Возможно, они и идеализируют заурядного молодого человека, видя в нём героя; но на самом-то деле весь этот романтический ореол им не нужен – ни для того, чтобы влюбиться, ни для того, чтобы сохранить в себе это чувство. Если они в чём и заблуждаются, то разве что наивно веря, будто они способны «перевоспитать» мужчину.

Они с открытыми глазами примут мерзавца и подлеца и, даже когда тщетная надежда перевоспитать его угаснет, будут любить его по-прежнему.

Если женщина не порочна, инстинктивно она склонна к моногамии. А вот мужчины – нет….. И притворяться тут бесполезно. Не склонны – и всё тут, во всяком случае, по своей животной природе. Моногамия (при том, что испокон веков она лежит в основе наших унаследованных идей) для нас, мужчин, часть этики, «явленной в откровении», в согласии с верой, но не с плотью. Каждый из нас без всякого вреда для здоровья может зачать, за отпущенные нам лет тридцать расцвета мужской силы, несколько сотен детей – с превеликим удовольствием для себя. Бригам Янг [3] (сдаётся мне) был здоров и счастлив. Мир этот – пал,



Источник: http://www.pravmir.ru/article_1016.html
Категория: Полезные статьи из интернета | Добавил: aleksiy76 (24.Ноя.2006) | Автор: Дж.Р.Р. Толкин
Просмотров: 902
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]