С величайшей скорбью приходится приступать к
следующим страницам: в очерках, рассчитанных на крещеных, на верующих,
на членов Церкви этих страниц по существу не должно было быть. Апостол
Павел пишет: "А блуд
и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас" (Еф
5:3, см. также 1 Кор 6:9-10). Однако разврат окружающего мира сего
настолько притупил нравственное чувство ("худые сообщества развращают
добрые нравы", - 1 Кор 15:33), что даже у воспитанных в православной
вере (даже у них!) появились добрачные связи и разводы. Тот, кто не
вступил в брак, кто тверд в своем брачном союзе, кого не смущают
помыслы внебрачного прелюбодеяния и кто не несет крест пастырского
служения, - тем лучше этот очерк не читать.
Священник
Александр Ельчанинов в своих записках отмечает (и это наблюдение
подтверждают другие пастыри), что мужчины часто не каются в грехе
случайного похотливого прелюбодеяния, считая его малосущественным; они
признаются в нем лишь при прямом вопросе исповедующего. Он вспоминает
даже одну жену, говорившую уезжавшему в командировку мужу: "Если тебе
будет очень нужно, то ты можешь там кем-нибудь воспользоваться, - я не
возражаю и ревновать не буду. Мне важно, чтобы твоя жизнь в целом
принадлежала мне". И это говорила женщина, в какой-то степени верующая,
своему в какой-то мере верующему мужу. Полное непонимание Евангельских
заповедей, святоотеческих наставлений, духа церковного и даже заповедей
Моисеевых!
Что можно сказать против такого греха? Приведем лишь высказывания святых Отцов и слова Священного Писания. 1.
"Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам,
что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал
с нею в сердце своем" (Мф 5:27-28). 2. "...блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым знайте, что никакой блудник,
или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет
наследия в Царстве Христа и Бога. Никто да не обольщает вас пустыми
словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления" (Еф
5:3~6). 3. "Не должно быть блудницы из дочерей Израилевых и не должно быть блудника из сынов Израилевых" (Втор 23:17). 4. "Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник
грешит против собственного тела" (1 Кор 6:18). "Разве не знаете, что
тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы
сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть" (1 Кор 6:15-16). 5.
"Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа,
Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою"
(1 Кор 6:19-20). Как оскверню храм сей блудодеянием? 6.
"Пекись о теле 6. "Пекись о теле своем, как о храме Божием, - пекись,
как имеющий воскреснуть и дать ответ Богу; бойся Бога как имеющий дать
отчет Ему во всем, что наделал; когда тело твое получает рану,
заботишься ты уврачевать его, так пекись, чтобы оно явилось чистым и в
воскресение" (Авва Исаий) 7. "Если предающийся блуду
прежде брака осуждается и наказывается то тем более - после брака. Ибо
здесь бывает двойное и тройное преступление это тяжелее всякого греха. Раскроем
смысл слов великого учителя Церкви свт. Иоанна Златоуста. Здесь - грех
против собственного тела и нарушение седьмой заповеди "не
прелюбодействуй". Здесь - нарушение и восьмой заповеди, гласящей: "не
кради", ибо "...тело твое, - как говорит Златоуст, - есть ее (жены)
собственность и собственность драгоценнейшая всякого имущества. Не
обижай же ее в важнейшем предмете и не наноси ей смертельной раны. Но,
если презираешь ее, то побойся Бога, мстителя за такие дела, Который
угрожает невыносимыми страданиями за такие грехи". Здесь - нарушение
девятой заповеди - "не лжесвидетельствуй", ибо прелюбодей обычно
лжесвидетельствует о себе своему супругу или супруге - большинство
разводов начинается со лжи в отношениях между супругами. Здесь часто
нарушение и десятой заповеди, гласящей: "не желай жены ближнего твоего,
и не желай дома ближнего твоего ни всего, что есть у ближнего твоего" 8. Свт. Иоанн Златоуст восклицает: "...нет подлинно ничего постыднее человека, который блудодей-ствует после брака". 9.
"Мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от
нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый" (Притч 5:3-4). Внебрачные связи разлагают супружескую любовь, разрушают семьи, лишают детей одного из родителей, растлевают тела и души. 10. "Я писал вам в послании - не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками
мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослу-жителями, ибо
иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. Но писал я вам не сообщаться
с тем, кто, называясь братом, остается блудником с таким даже и не есть вместе" (1 Кор 5:9-11). 11. "Подумай же, что жена терпит когда слышит от кого-нибудь или только подозревает, что ты предался блудной
женщине. Представляя это, не только избегай прелюбодействий, но не
подавай повода и к подозрению; а если жена будет подозревать
несправедливо, то успокой ее и разуверь. Не по вражде и гордости она
делает это, но по заботливости". 12. "От целомудрия рождается
любовь, а от любви бесчисленное множество благ. И так считай всех
женщин как бы каменными, зная, что если ты после брака посмотришь
похотливыми глазами на другую женщину делаешься виновником в грехе
прелюбодеяния и если увидишь, что в тебе возбуждается похоть к другой
женщине и затем жена твоя от этого кажется тебе неприятною, то войди во
внутреннюю комнату и, раскрыв эту книгу, взяв в посредники Павла и
непрестанно повторяя эти слова, погаси пламень. Таким образом и жена
будет для тебя вожделенною; потому что такое пожелание не станет
истреблять твоего благорасположения к ней.... 13. "Но, во избежание блуда,
каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене
должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над
своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.
Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для
упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не
искушал вас сатана невоздержанием вашим" (1 Кор 7:2-5). 14. "Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог" (Евр 13:4). 15.
"Тщательно соблюдая эти слова (то есть слова 1 Кор 7:2-4. - Авт.) и на
площади и дома, и днем, и вечером, и за столом, и на ложе, и везде
будем и сами стараться, и жен научать и нам говорить так, чтобы
целомудренно прожить настоящую жизнь, сподобиться нам и царствия
небесного благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа,
через Которого и с Которым Отцу вместе со Святым Духом слава во веки
веков. Аминь.
Ни за кого так не тяжело молиться, как за впавших в блуд и прелюбодеяние.
Отречение от Христа и блуд
с прелюбодеянием ставят стену между человеком и Богом, через которую
трудно возносить молитву близким и любящим, и даже священникам. Как
отречение от Сына Человеческого приводит к отпадению от Церкви, так и блуд,
если он не растворяется глубочайшим смирением и покаянием, приводит к
потере веры. Мы это знаем и на примере мирян, и на примере священников,
некоторые из которых, соблудив,
лишались сана (по 25-му Правилу святых апостолов и 3-му Правилу Василия
Великого) и становились штатными воинствующими безбожниками. Их
узнавали по бегающим блудливым глазам.
Только смирение и глубочайшее покаяние могут вернуть отрекшихся от Христа и блудников к Богу, подобно отрекшемуся от Христа ап. Петру, который "выйдя вон, плакал горько" (Мф 26:75).
Отречение может быть импульсивным, как у ап. Петра, мгновенным. Блуд
же, чтобы быть совершенным, требует времени, некоторой рассчетливости,
приготовления. Он не может быть грехом невольным, подобно вспышке гнева
или сорвавшемуся резкому слову - он всегда грех вольный. Даже убийство
может быть невольным, а у блудников
всегда есть время опомниться и спросить себя: "А что я собираюсь
делать?" и отойти от греха в теле, совершив его только в сердце своем. Блуд ужасен явной сознательностью совершаемого преступления.
Блудник хуже блудницы,
подобно тому как алкоголичка хуже алкоголика - она практически почти
неизлечима, а алкоголика, если он очень хочет, можно вылечить. Блудник гнусен тем, что он сознательно или бессознательно рассчитывает на свою безнаказанность.
"Наше
дело не рожать, - насладиться и бежать", - так в оцензуренном виде
звучала одна из солдатских заповедей. Женщина, а тем более девушка
всегда рискует. Законченные блудники, как показывает опыт войны, в бою обычно трусы.
Мы знаем покаявшихся блудниц,
ставших святыми, и великою святою почитаем Марию Египетскую.
Священникам и старейшинам иудейского народа Иисус Христос сказал:
"говорю вам, что мытари и блудницы впереди вас идут в Царствие Божие", но Он не сказал блудники.
Среди мужчин неизвестны извалявшиеся в блуде и ставшие святыми; среди них Марии Египетской нет.
Однако
на протяжении веков нравы общества потворствовали мужчинам ("быль
молодцу не в укор") и осуждали женщин ("гулящая баба"). Против таких
взглядов выступали Отцы Церкви свтт. Василии Великий, Иоанн Златоуст и
многие другие. Первый писал: "Господне изречение, яко не позволительно
раз-решитеся от брака разве словесе любодейного равно приличествует
мужчинам и женам. Но не то в обычае. О женах находим много строгих
изречении.
"Не говори мне теперь, - восклицал свт. Иоанн
Златоуст, - о внешних законах, которые жен прелюбодействующих влекут в
судилище и подвергают наказаниям, а мужей, которые имеют жен и
развратничают со служанками, оставляют без наказания; я прочитаю тебе
закон Божий, который равно укоряет и жену и мужа и называет это дело
прелюбодеянием".
Есть, впрочем, и страшные женщины, которые
"на пари" или из мести, или зависти соблазняют чистых юношей и женатых
мужчин. Они встречаются во всех слоях общества и имеют иногда вид
респектабельных дам, увенчанных почетными званиями и степенями.
Тяжело
и противно обо всем этом писать, но надо кричать со страхом и болью в
сердце: "Смотрите, ка-ко опасно ходите!" Грех сидит в нас, грех мира
окружает нас, предлагая нам свои соблазнительные образы. Ад нередко
одевается в одежды не только "чувства", но и эстетической прелести.
Примерами
могут служить любимая песня многих вечеринок "Из-за острова на
стрежень", где вначале мотив захватывает шириной волжских просторов, а
текст заканчивается восхвалением Степана Разина, который всю ночь
"провозился" с княжной, а наутро в угоду товарищам утопил девицу, как
ненужный предмет. Еще более обманчиво и вкрадчиво звучит изумительно
музыкальный романс "Мой костер в тумане светит". Вдумайтесь только в
страшное значение слов, одетых в изящную музыкальную оболочку:
"Вспоминай, коли другая, / Друга милого любя, / Будет песни петь,
играя, / На коленях у тебя...".
Можно привести множество
других песен, мотивов, кинофильмов, новелл, картин и т. д.,
возбуждающих чувственность, растлевающих душу и тело... "Сам сатана, -
по словам ап. Павла, - принимает вид Ангела света, а потому не великое
дело, если и служители его принимают вид служителей правды" (2 Кор
11:14-15), - и, добавим мы, - эстетической утонченности. Вполне
закономерно, что под покровом ночи в любительско-товарищеских группах и
"творческих" объединениях при выездах на лоно природы под аккомпанемент
страстной музыки с ее эстетически-чувственными выкриками и полушепотом
молодежь развращается и разваливаются ранее заключенные браки.
В
подобных "товариществах" участие христиан, членов Церкви, должно быть
исключено. Помните слова ап. Павла: "Какое согласие между Христом и
Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?" (2 Кор 6:15). Это не
значит, что мы против всякого товарищества верующих с неверующими.
Вопрос лишь в том, когда и в чем мы можем и должны быть с ними, а когда
и в чем обязаны выйти из их среды и отделиться (см. 2 Кор 6:17),
памятуя, что "дружба с миром есть вражда против Бога" (Иак 4:4).
Кажется,
никогда в истории мира после потопа чувство греха не было так глубоко
утрачено народами, как в настоящее время. Много потрудились князья мира
сего, чтобы исторгнуть его из человеческого сознания. Особенно
возмущала их всегда седьмая заповедь. Не случайно во всем мире, в
разных странах с различным социально-экономическим и политическим
строем растет преступность. В некоторых странах даже мужеложество не
считается предосудительным поступком и такие связи охраняются законом.
Живя
в условиях развращенного мира, христианин тем не менее призван к
чистоте ("блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят", - Мф 5:8);
необходимо постоянно поддерживать в себе сознание и чувство того, где
начинается грех, воспитывая в себе страх перед грехом, ибо грех,
особенно плотский, удаляет нас от Бога.
Живя в миру, надо
постоянно помнить, что христианин призван к "невидимой брани" со
грехом, сидящим в нем, со грехом, обступающим его совне, к борьбе за
чистоту и любовь, за добро, за стяжание Духа Святого, за Царствие
Божие, которое, по слову Спасителя (Лк 17:21), должно быть внутри нас.
Каждый христианин должен осознавать себя воином Христа Бога нашего с
грехом, - воином, стяжающим радость Духа Святого уже здесь, на земле.
Борьбу
с плотским грехом американец Джон Мотт, основатель христианского
студенческого движения, назвал "труднейшей борьбой в жизни студента".
Через эту борьбу прошли все или почти все монашествующие. Ее не
избегают и многие вступающие в брак. Грех, особенно плотский,
начинается с помысла, "ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят
злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство,
злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство,
гордость, безумство, - все это зло извнутрь исходит и оскверняет
человека" (Мк 7:21-23). Поэтому необходим постоянный контроль за своими
помыслами, особенно за такими коварными, как похоть, прелюбодеяние и
тщеславие.
Христос в Нагорной проповеди учил: "Вы слышали, что
сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто
смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце
своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от
себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все
тело твое было ввержено в геенну" (Мф 5:27-29).
Всемирно известный психолог В. Джеме указывал, что будет вполне закономерно, если человек, днями и неделями предающийся блудным
помыслам, пойдет, наконец, в публичный дом, а святой Марк Подвижник
писал: "Согрешивши, вини не тело, а мысль; ибо, если бы не текла мысль,
не последовало бы за нею и тело".
Первое азбучное правило
борьбы с помыслами - никакого участия в "сальных" разговорах и
анекдотах. Если вам невозможно их прервать, то ни улыбкой, ничем не
одобряйте их - читайте в это время Иису-сову молитву. Мы знали солдат,
которые при каждом нецензурном ругательстве произносили эту молитву и
за все время войны ни разу нецензурно не ругались. Вести себя
необходимо так, чтобы рассказывать вам подобные анекдоты и сомнительные
истории было бы психологически невозможно, а рассказывать при вас было
бы неудобно. Для этого не надо объявлять себя христианином или что-то
говорить, а нужно лишь иметь в себе внутреннее целомудрие и молитвенную
память. Иисусова молитва в подобных ситуациях не только предохранит вас
от нечистоты, но и саму психическую атмосферу коллектива вокруг вас
сделает чище. Она - оружие в невидимой брани, война Христова за свою
чистоту и за чистоту других. Второе азбучное правило - не ходите даже в
старости на сладострастные фильмы, не участвуйте в товарище
ско-любительских песенных кружках с сомнительным репертуаром, будьте
целомудренны в выборе книг для чтения и т. д.
Обобщая опыт
святых Отцов, изложенный в "Добротолюбии", надо подчеркнуть, что
человеческое сознание не может быть не занятым: оно либо предается
пустым помыслам, в том числе и блудным, либо занято молитвой и трудом, размышлением о горнем.
Для
рассматриваемого греха более, чем для какого-либо другого, справедлива
народная пословица: "Лень - мать всякого греха". Труд, молитва и
взаимная любовь да будут спутниками вашей жизни и да охранят чистоту и
прочность вашего брака.
Источник: Профессор, протоиерей Глеб Каледа. Домашняя Церковь., М.: Зачатьевский монастырь, 1997
Источник: http://www.pravmir.ru/article_261.html |