Как Церковь относится к современной музыке, телевидению, компьютерным играм?

Уважаемый Олег!

Современная музыка, телевидение, компьютерные игры относятся к индустрии развлечения. "Развлечь" в данном случае значит "отвлечь" - от серьезного, ответственного отношения к жизни. Такой подход противоречит христианскому пониманию жизни. Церковь не против развлечений в смысле отдыха, но против развлечений, которые отвлекают человека от главного, которые насильно овладевают вниманием, увлекают человека так, что он становится зависимым от этих развлечений. Современная музыка благодаря своему жесткому ритму, высокому уровню громкости, "синтетическому" звучанию электроинструментов даже с точки зрения медицины дает такие отрицательные эффекты воздействия на психику человека, которые совсем не свойственны традиционной музыке (классической, фольклорной). Об этом много написано и в светской литературе, посвященной этому вопросу. О вредном воздействии телевизора и компьютера на организм человека при продолжительном "общении" с ними тоже известно. Телевидение способно пленять душу. Это губительно не только для ребенка: и взрослый человек с его более крепкой и устойчивой психикой не может противостоять этому воздействию, даже если он критически воспринимает то, что смотрит. Телевизионная жизнь, где переживаются острые ощущения, кажется более "настоящей", чем подлинная. Поневоле возвращаясь из иллюзорного мира, телезритель находит свое существование серым и скучным, своих близких - незначительными и жалкими. Незаметно мы отождествляем себя с героем или героиней, примеряем к себе разыгрываемую ситуацию. Предлагая сцены разврата, жестокости или "красивой жизни", телевидение пробуждает в душе страсти гнева, блуда, зависти, сребролюбия. Боевики учат презирать слабого, навязывают не только особый образ жизни, но даже особую манеру общения с людьми, дерзкую и развязную. Для обсуждения-осуждения нам сегодня открыта жизнь сотен людей. Политики и киноактеры, журналисты и художники, военные и торговцы - все в нашей власти, все ждут нашего справедливого суда. А если мы затрудняемся, то за нас этот суд произнесут наши помощники - режиссеры и ведущие телепрограмм. Нам останется только послушно принять их мнение. Тщеславный интеллект день за днем распутывает политические хитросплетения, услаждается угадыванием закулисных тайн. Можно поучаствовать в викторине-шоу или в каком-нибудь интервью со знаменитостью. Круг телевизионных интересов может быть обширен, и ум постоянно занят, но не принесет эта занятость никакого плода, кроме пустой гордости, тщеславия и безвозвратно потерянного времени. Телевизор активизирует на время эмоциональную жизнь, но не дает работы душе. А праздность души гибельна. Привычка переживать множество придуманных или искаженных авторским мнением судеб, встреченных на экране, дает ложное ощущение опытности, питает самомнение. Приверженность телевизору не расширяет кругозор, а наоборот, ограничивает его, т.к. значительная часть времени проводится не в общении с реальной жизнью, а с ее отражением, часто искаженным. Всех этих негативных воздействий и не может принять Церковь, а не телевидения как такового. Так же как, например, Церковь не против компьютера как всего лишь вспомогательного инструмента в разных видах человеческой деятельности. Но ведь его, к сожалению, используют и по-другому. Например, для игр. Тут уже не нужны товарищи - твоим товарищем-партнером становится компьютер, ты играешь на нем, в него и с ним. Отвлечься от телевизора и то легче: любой самый страшный, гнусный фильм имеет конец. А азартная игра может продолжаться бесконечно: проиграв, хочется выиграть, а выиграв - закрепить успех. Азарт - такое состояние души, когда уже не человек владеет собой, а им владеют страсти. Происходит полное душевное расслабление, хотя самому игроку порой и кажется, что он максимально целеустремлен, сосредоточен и спокоен. В это время душа пребывает вдали от Бога, от близких, от настоящей жизни. Глубочайшее волнение души поднялось на пустом месте. Специфика компьютерной игры делает человека активно действующим лицом. И живет, действует он уже не в нашем, а другом, иллюзорном мире. Мир же этот существует по примитивным и жестким законам, которым игрок вынужден подчиняться. Некоторые "умные" игры, например, "Цивилизация", дают играющему возможность установить новый мировой порядок. "Звездные войны" знакомят с "инопланетянами", монстрами, нечистью, тем самым готовя человека к встрече с падшими духами. Главная опасность в том, что компьютерные игры формируют безбожное мировоззрение. Компьютерные игры не развивают интеллект. Они помещают ребенка в сильно упрощенный мир, регулируемый несколькими четко сформулированными правилами, тогда как и в науке, и в любой "живой" человеческой деятельности требуется не набор алгоритмов, а творческая интуиция. Зато компьютерные игры развивают воображение. Хорошо ли это в данном случае? Хорошо ли вообразить себя волшебником, повелителем мира, людей и стихий? А могучим суперменом, восстанавливающим справедливость и наказывающим злодеев? В разных поворотах игры воображения обнажаются и развиваются разные страсти. Необходимо четко понимать все эти опасности, чтобы не повредить своей душе. В ответе на эти вопросы отчасти использованы материалы "Даниловского благовестника".