а как церковь относится к душе? когда человек умирает, то после смерти душа проходит какие-то этапы, пропишите пожалуйста ее путь.
В Священном Предании, согласном с Священным Писанием, мы находим учение о мытарствах. Сущность учения о мытарствах излагает святой Кирилл Александрийский в слове «О исходе души». Мытарства — это неизбежный путь, которым совершают свой переход от временной земной жизни к вечному жребию все души человеческие, как злые, так и добрые. На мытарствах душа в присутствии ангелов и демонов, но и пред оком всевидящего судии-Бога, постепенно и подробно испытывается во всех делах, словах и помышлениях. Души добрые, оправданные на всех мытарствах, возносятся ангелами в райские обители для предначатия вечного блаженства, а души грешные, задержанные на том или другом мытарстве, влекутся, по приговору невидимого суда, демонами в их мрачные обители для предначатия вечного мучения.
Таким образом, мытарства и есть частный суд, который совершает над каждою человеческою душою невидимо сам Господь посредством своих ангелов, допуская к тому и злых мытарей-обличителей демонов. В житии преподобного Василия Нового повествуется, что ученику его преп. Григорию были подробно открыты в видении как обстоятельства смертного часа, так и хождения по мытарствам преподобной Феодоры. (житие)
Здесь подробно исчисляются 20 мытарств.
Сразу же оговоримся, что по учению отцов Церкви, мытарства проходят все умершие независимо от того, какая смерть – мученическая, по старости, случайная или любая другая предшествовала переходу к жизни иной. Мытарства – это место, где обличаются (истязаются) грехи преставившегося человека.
Сущность учения о мытарствах хорошо раскрыта в Слове святого Кирилла, архиепископа Александрийского: «При разлучении души нашей с телом, предстанут пред нами, с одной стороны, воинства и силы небесные, с другой – власти тьмы, злые миродержители, воздушные мытареначальники, истязатели и обличители наших дел... Узрев их, душа возмутится, содрогнётся, вострепещет и в смятении и ужасе будет искать себе защиты у Ангелов Божиих, но, и будучи принята святыми Ангелами и под кровом их протекая воздушное пространство и возносясь на высоту, она встретит различные мытарства (как бы некие заставы или таможни, на которых взыскиваются пошлины), кои будут преграждать ей путь в Царствие (Небесное – Ред.), будут останавливать и удерживать её стремление к оному.
На каждом из сих мытарств востребуется отчёт в особенных грехах. Первое мытарство – грехов, совершаемых посредством уст и языка; второе мытарство – грехов зрения; третье мытарство – грехов слуха; четвёртое мытарство – обоняния; пятое мытарство – всех беззаконий и мерзких дел, учинённых посредством рук. К дальнейшим мытарствам относятся прочие грехи: злоба, ненависть, зависть, тщеславие и гордость... Кратко сказать, – каждая страсть души, всякий грех подобным образом будут иметь своих мытарей и истязателей.
При этом будут присутствовать и Божественные силы, и сонм нечистых духов: и как первые будут представлять добродетели души, так последние – обличать её грехи, учинённые словом или делом, мыслью или намерением. Между тем, душа, находясь среди них, будет в страхе и трепете волноваться, пока, наконец, по своим поступкам, делам и словам или, будучи осуждена, заключится в оковы, или, будучи оправдана, освободится (ибо всякий связывается узами собственных грехов). И если за благочестивую и богоугодную жизнь свою она окажется достойною, то её восприимут Ангелы, и тогда она уже небоязненно потечёт к Царствию, сопровождаемая святыми силами...
Напротив, если окажется, что она проводила жизнь в нерадении и невоздержании, то услышит страшный голос: «Да возмётся нечестивый, да не видит славы Господни», тогда оставят её Ангелы Божии и возьмут страшные демоны; и душа, связанная неразрешимыми узами, низвергнется в страну мрачную и тёмную, в места преисподние, в узилища подземные и темницы адские...».