Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Мой блокнот

Пятница, 19.Апр.2024
Главная » Статьи » Мои статьи

Храм Рождества Богородицы
Случилось мне работать в офисе на ул.Большой новодмитровской, в Москве. Вид из окон не очень приятный - на территорию завода! А именно вид на большую котельную. И вот мне однажды коллега подсказала: "А ведь это был храм!". Это была одновременно и радость и ужас, что сделали с ним!





C другой стороны завода на Бутырской тоже осталась часть колокольни...





Я почти сразу начал поиск в интернете, что за храм находился на этом месте. Долго искать не пришлось!
Оказывается ранее это был красивый храм!





Храм Рождества Богородицы в столичной Бутырской слободе - явление в русской культуре и архитектуре уникальное. По стилю зодчества и новаторству построения церковь принадлежала к красивейшим зданиям XVII века в России, а по своим размерам и богатству внутреннего убранства занимала первое место в Москве.

Не случайно и место, выбранное для храма. Возведен он был в 1682 году на холме, чтобы каждому подъезжающему к Москве по Дмитровской дороге издали были видны блеск сусального золота куполов и кресты, которые, казалось, упирались прямо в небо.

Вместе с пятиглавым храмом были построены трапезная на 2000 человек, два придела, церковно-приходская школа, богадельня в русском стиле и отдельно стоящая шатровая колокольня, не имевшая тогда в Москве равных себе по изысканности архитектурного исполнения.

Москва была обязана этой красотой Ивану Романову - родному брату Федора Романова, вошедшего в русскую историю под именем патриарха Филарета. Именно во времена, когда братьям принадлежала слобода, было задумано и начато строительство этого невиданного до той поры по широте замысла и манере исполнения ансамбля.

Церковь построили в тогдашней деревне Бутыркино на пожертвования живших в ней стрельцов. Служивые в то время получали порядка 2 рублей в год.

Жалование по тем временам, как ни смешно, очень хорошее. При царе Михаиле Федоровиче бутырские стрельцы вошли в фавор. А к середине XVII века стали именоваться «Бутырским полком» с гордой приставкой «царская гвардия». При Петре I именно эта гвардия первой дала отпор взбунтовавшимся стрельцам.

В 1684 году в честь победы над крымским ханом деревянное здание храма на Бутырке разобрали и построили каменное. Эти стены видели многое. В 1812 году французы устроили здесь склад и конюшню. Приходских заступников, воспротивившихся варварству, захватчики убили, а старосту повесили на Божьем распятии.

После 1917 года церковь практически уничтожили, включая уникальную барельефную икону Пресвятой Богородицы с младенцем, что увенчивала арочные ворота. Было конфисковано все имущество, в том числе бесценный дар Петра I — церковное облачение. По иронии судьбы, сегодня в здании храма, построенного на пожертвования воинов XVII столетия, производятся комплектующие для военных самолетов и вертолетов. Конечно, нужное дело. Но ведь армия — это не только современная техника, но и дух. Это понимали еще 400 лет назад…

Роковой для России 1917 год, казалось, не стал таковым для храма Рождества. Через год после революции выходит декрет В.Ульянова-Ленина, относящий весь архитектурный комплекс к выдающимся произведениям русской культуры, охраняемым государством и не подлежащим уничтожению.

Однако в 1935 году территорию храма и всей Бутырской слободы полностью поглощает завод "Знамя". И для церкви, пережившей не одно нашествие иноземцев, начинаются куда более тяжелые испытания. Бесследно исчезают уникальные иконы с окладами, украшенными драгоценными камнями, золотая утварь. В тот же год разрушается часть уникальных построек. Сам же храм превращается сначала в склад, а вскоре и в один из заводских цехов.

Для постройки только одного корпуса в 1970 был уничтожен фактически весь ансамбль. До наших дней сохранились лишь небольшая часть колокольни и сам храм. Выросшее на месте трапезной здание окончательно скрыло его от людских глаз. Так среди заводских построек затерялся уникальный памятник федерального значения. Впрочем, формально о нем не забыли.

Начиная с 1960 года регулярно выходили постановления Совета Министров СССР, которые обязывали предприятие вывести из храма цех, очистить его и прилегающую территорию от пристроек, отреставрировать храм и обеспечить удобный подход для прихожан. Указания упорно игнорировались руководством завода. И это не удивительно: государство никаких штрафных санкций к заводу не применяло. Последнее предупреждение, в виде Охранного обязательства по памятнику культуры и истории, было не взято во внимание в 1989 году.

А далее одна эпоха сменила другую. Новый политический строй повлек за собой печально известную "всеобщую" приватизацию. Захлопотал по вышеозначенному поводу и "наш" завод.

Именно в этот период вместо памятника федерального значения в документах появилось "строение № 9", обозначенное как заводской цех.

Имущество приватизировали без труда. И все бы хорошо. Но в 1995 году появляется Указ президента Б.Ельцина, запрещающий приватизацию объектов исторического значения, который позволил Московской Патриархии начать постепенное возвращение многих и многих храмов в лоно Православной Церкви. Началась борьба и за храм Рождества Богородицы в Бутырской слободе.

В конце 90-х Патриарх Алексий II направляет обращение в Правительство РФ с просьбой передать церковь Рождества Богородицы в ведение Московской Патриархии.

Вице-премьер В.Матвиенко лично дает указание Мингосимуществу изъять незаконно приватизированное здание храма из заводской собственности. Вышеозначенное ведомство с Министерством культуры издает совместное распоряжение, поспешив уведомить Патриарха Алексия II, что "изъяли". Однако процедура "изъятия" была только начата: документами на передачу храма занялись в БТИ Северо-Восточного административного округа Москвы. Но вскоре Мингосимущество отменяет свое же распоряжение - после жалобы завода на уплотнение в Департамент военно-промышленного комплекса.

Дело в том, что стройка 1970 года рассекла остатки архитектурного ансамбля на две части: "огарок" от колокольни "остался" на своем историческом месте, там, где он, собственно, и стоял 300 лет - на улице Бутырской, а храм Рождества завод "прописал" у себя, на Большой Новодмитровской, 23. Этот факт и стал основополагающим при отмене Мингосимуществом совместного с Министерством культуры распоряжения об изъятии церкви.

Заключение звучит следующим образом: "Памятниками культурного наследия считать только объекты, находящиеся по адресу Бутырская, 56. Следовательно, на территории завода "Знамя" нет памятника общероссийского значения. Строение № 9 считать цехом вышеозначенного завода". То есть, если следовать логике чиновников из Мингосимущества, то перемена названия улицы является неоспоримым аргументом для понижения статуса памятника или вообще (что уж мелочиться) его отмены. А если вдруг в очередной раз переименуют, ну скажем, улицу Воздвиженка, то Дом Пашкова можно будет сносить как объект, утративший культурную и историческую ценность?

Вы, возможно, думаете, что Министерство культуры возмутилось и заявило решительный протест? Отнюдь. Ведомство дает весьма лаконичные комментарии.

"Конечно, нужно изымать и передавать. Почему за два года так и не выполнили распоряжение Путина? Да потому что это дело местных органов власти", - заявили нам в Министерстве культуры.

Апофеозом этой истории можно было бы считать распоряжение от 15 апреля 2000 года, подписанное В.Путиным, тогда еще Председателем Правительства РФ. Согласно этому документу, здание церкви Рождества Богородицы с прилегающими к нему земельными участками передавалось в безвозмездное пользование Московской Патриархии. Срок для передачи отводился рекордно короткий - 1 месяц.

Прошло 2 года, а распоряжение так до сих пор и не выполнено. Кстати, новый директор завода г-н Исаев утверждает, что распоряжение, подписанное В.Путиным, не читал и не получал, что в принципе не исключено: председатель правительства давал поручение не руководителю предприятия, а министрам своего кабинета. Однако правда и то, что документ этот, насколько известно, никто не отменял. И уж совсем печально видеть столь невнимательное отношение к поручениям высших должностных лиц государства: даже для традиционной бюрократической волокиты и неразберихи это как-то чересчур... Впрочем, общаться с журналистами директор завода не любит, на территорию предприятия их, равно как и всех остальных заинтересованных лиц, включая настоятеля храма, не допускают. И более или менее очевидно одно: завод объясняет свое нежелание расстаться со строением № 9 нехваткой площадей. Вот вам чисто национальная коллизия: мы целиком и полностью за возрождение отечественных традиций, за уважение к истории и культуре, но лучше в планетарном масштабе, а конкретная трагическая судьба строения № 9 как-то не увлекает. Да, знал бы Федор Романов, отец Михаила Романова, первого царя последней русской династии, для каких полезных целей приспособят его храм сообразительные потомки... Впрочем, вернемся к административному сюжету и зададимся вопросом: как же могло случиться, что судьба памятника такого масштаба оказалась вне поля зрения ведомства, которое обязано в том числе сохранять архитектурное богатство страны?

А охранять памятник, увы, есть от чего. Постоянные сотрясения, производимые заводскими установками, весьма губительны для стен храма. Кроме того, постепенно уничтожаются уникальные настенные фрески, восстановленные после разграбления храма наполеоновскими войсками до мельчайших подробностей в первоначальном виде. Единственный утешительный факт в данной ситуации - очень прочная кладка стен здания. Это и понятно, ведь строился храм не сегодня и строился на века.

Храм, конечно, дождется реставрации. Ведь в конце-то концов когда-нибудь будет выполнено распоряжение главы государства. И это "заводское" нашествие для него закончится так же, как когда-то заканчивались нашествия французов или поляков.

Ну а пока, если пройти по Большой Новодмитровской улице, то за одной из заводских стен среди всевозможной заводской урбанистики можно увидеть большое кирпичное здание старинной кладки. Здание это не имеет куполов, поэтому трудно с первого раза понять, что это церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе - часть нашего культурного наследия.

Впрочем, даже после десятков лет запустения храм сохранил неповторимый стиль русского зодчества XVII века и потрясающе величественный вид. Ведь неслучайно, в свое время при утверждении Кафедрального собора выбор делали между храмом Рождества и Богоявленским собором на Елоховской площади в Москве.

Источник
Источник
Источник


Очень интересная статья с фотографиями...

Категория: Мои статьи | Добавил: aleksiy76 (19.Сен.2006) | Автор: Алексей E W
Просмотров: 2709 | Комментарии: 2
Всего комментариев: 1
1 Кирилл  
0
Я сейчас работаю на Большой Новодмитровской улице, и мне НРАВИТСЯ вид из окна. Именно такой, какой есть. Потрясающая котельная: древние развалины, опутаные трубами, - психоделическое зрелище. Настоящий памятник эпохи индустриализации.
И лично я против и передачи владений РПЦ (по мне, так достаточно уже одного Храма Христа Спасителя, нечего свои маковки у меня перед офисом возводить), и реконструкции под современный склад.
Ответ: endofday, короче, у тебя вечный...

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]